Традиции школы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Имидж — это искусство «управлять впечатлением».

Эрвин Гоффманн,

социолог

Школьные традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля и имиджа учебного заведения.

Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание — подчеркивает К.Д. Ушинский, — не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров…».

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.

Обратимся к классификации школьных традиций И.А. Блинкова.

Общешкольные традиции. Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Традиции первичного коллектива (взаимопомощь, добро­желательность, сорадование и сострадание и др.). По словам И.А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».

Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники и т.п.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А.С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.

Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а также преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.

«Нельзя воспитать у ребенка чувство долга, чувство чести, уважение к учителю и школе, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения учащихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют ребенка, направляют его поведение и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков формируют навыки коммунистического поведения».

Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активна влияют на поведение учащихся.

А.С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.

Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.

Малые традиции — как будничные, повседневные дела.

И те, и другие, отмечал А.С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом. Значение «больших» традиций он связывал с положительным влиянием на коллектив, его сплочение. Воспитательный потенциал «малых» традиций, по мнению А.С. Макаренко, заключается в том, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Формирование традиций в детском коллективе.

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.

Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Классные традиции являются продолжением и дополнением школьных традиций. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка.

Традиции класса.

В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,

  • традиция работы с дневниками учащихся;

  • презентация книги классных достижений;

  • поддержка ребят, которые часто болеют;

  • традиция «тёплых писем»;

  • традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;

  • сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • День именинника (1-А, 1-В,2-А, 2-Б, 3-А, 3-Б, 4-А, 4-В, 5-А, 5-Б, 5-В, 6-Б, 7-А, 7-Б, 8-А, 8-Б и др.)

  • Пикники на природе совместно с родителями (5-А, 8-А, 9-А и др.)

  • Масленица (1-А, 1-Б, 4-В, 7-А и др.)

  • Праздник осени (1-В и др.)

  • Праздник для пап и мам (4-А и др.)

  • Родительские собрания совместно с детьми (4-Б, 9-Б и др.)

  • «Ловкие, сильные, умелые» (3-А и др.)

  • Тематические конкурсные программы со «сладким столом» (7-В и др.)

  • Экскурсии по городу и Крыму, посещение выставок и концертов (4-Б, 5-Б, 6-А, 6-Б, 7-А, 8-Б, 9-А, 10-А, 11-А и др.)

  • Подготовка и защита проектов (4-А, 7-В и др.)

Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Традиции школы.

Школа имеет свою богатую историю, символику и традиции, некоторые из них совсем ещё новые, другие — устоявшиеся и крепкие. Главными летописцами и хранителями истории и традиций школы являются сами ученики и учителя. Совсем недавно школа отпраздновала свой 55-летний юбилей. И за долгие годы сложилась система традиций. В нашей школе традиционно проводятся самые различные мероприятия. Ведь праздники, концерты, экскурсии, конкурсы, олимпиады и викторины приносят в школьную жизнь яркость и разнообразие. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий.

Классные часы, генеральные уборки, дежурство по школе и в классе, трудовые дела, участие в предметных неделях, в олимпиадах, в спортивных соревнованиях, работа с портфолио, и многое-многое другое, что заполняет жизнь школьника- главное, чтобы это затрагивало душу ребенка и вызывало у него чувство сопричастности ко всему происходящему, воспитывало чувство ответственности за себя и свой коллектив, помогало ему ощутить свою нужность для класса и школы, и в будущем реализовать себя как личность. Чаще всего не само мероприятие несёт воспитательную нагрузку, а увлечённость детей во время подготовки к нему.

Школьная жизнь насыщена интересными, яркими праздниками и мероприятиями. К ним относятся такие, как:

  1. День Знаний

  2. Конкурс художественной самодеятельности

  3. Посвящение в лицеисты

  4. День самоуправления

  5. Дни Здоровья

  6. Конкурсы рисунков на асфальте

  7. Мисс Зима и Мисс Золушка

  8. День рождения школы

  9. Праздничные встречи с ветеранами ВОВ и детьми войны

  10. Конкурс елочек из подручных материалов

  11. Праздник «Последнего звонка» и выпускной вечер и многие другие.

Все вышесказанное и предложенное не противоречит «духу» нашей школы, не разрушает существующие традиции, а дополняет и развивает, соответствует быстротекущему времени. Традиции — не только признак хорошей школы, но и одно из условий улучшения ее учебно-воспитательной деятельности. Поэтому создание и развитие хороших традиций — важная задача всего школьного коллектива.