«

»

Ноя 04 2016

Очерк 2. Грифоны и золото.

Мое крымоведение.

Очерк 2й. Грифоны и золото.

   Второй рассказ из серии очерков о Крыме должен быть (конечно же!) посвящен символике Республики Крым и города – героя Керчи. Написала я это, и сразу подумала, что легко и быстро справлюсь с этой темой, ведь все здесь знакомо и понятно. Но – сколько же тайн и загадок таит в себе истинная (а не приукрашенная) история! И разрешены они будут, видимо не скоро.

crimea-998539_1280

   Нынешний флаг и герб Крыма были утверждены в 1992 году. Рухнул, придавив собой миллионы жизней и судеб, великий и могучий Советский Союз. Маленький его «осколочек», полуостров Крым, провозгласил себя республикой.

 

  Флаг Крыма состоит из трех полос: красной, белой и синей. Нижняя красная полоса символизирует героическое и во многом трагическое прошлое; верхняя синяя полоса — надежду на счастливое будущее, а средняя белая —  равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.

 

    Герб Крыма – красный варяжский щит (напоминание о знаменитом пути «из варяг в греки») с изображением серебряного грифона, который держит в лапе серебряную раковину с голубой жемчужиной. Восходящее солнце – символ расцвета и обновления. Античные колонны (символ богатого исторического прошлого) перевиты лентой в цветах крымского флага с надписью: «Процветание в единстве».

 

    Изображение грифона трактуется следующим образом: « Грифон – это объединяющий символ, выражает идеи взаимопроникновения культур, символизирует связь неба и земли, востока и запада, известного и неизвестного. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики».

 

     Действительно, грифон – один из самых  распространенных образов многих древних цивилизаций, дошедший до нас сквозь толщу веков и тысячелетий. Грифон или гриф (на Руси это существо именовали «ногом» или «ногаем», «ногуем») представляет собой мифического монстра с телом льва, но головой, крыльями и когтями орла.

 

    Именно грифон издавна был геральдическим символом древнейших городов Крыма – Херсонеса (место крещения святого князя Владимира, находился на территории  нынешнего Севастополя)  и Пантикапея (древняя столица Боспорского царства, находилась на территории нынешнего города Керчи). Крылатый лев  был отчеканен на золотых и серебряных монетах Боспора. Изображения грифона сплошь и рядом встречаются и на золотых предметах, извлекаемых из курганов – захоронений скифских и боспорских царей, датируемых IV, а то и  VI веком до н.э.

 

     17 ноября (по некоторым данным 6 апреля) 1844 года император Николай I утвердил герб Керчи в следующем описании: «Среди золотого поля чёрный скачущий грифон, служивший прежде гербом столицы царей Боспорских — Пантикапеи, на месте коей основана нынешняя Керчь. Внизу ключ, означающий вход у Керчи из Чёрного моря в Азовское. Герб украшен сверху короною» В последующие времена герб претерпел некоторые изменения, как в цветах, так и в символике, сохранив основные элементы: грифона, ключ, корону.

 

     В гербе современной Керчи грифон изображен стоящим на задних лапах и с S-образным хвостом.  Существует малый и большой (парадный!) герб Керчи.

     В современной Керчи грифоны повсюду. Их изображение стало привычным, а само мифическое чудовище близким, и даже в чем- то родным.

 

    Изваяния грифонов охраняют вход на большую Митридатскую лестницу в Керчи, более четырехсот ступеней которой соединяют вершину 90- метровой горы с центром города. Лестница была построена в 1833-1840 гг. по проекту итальянского зодчего Александра Дигби.

 

     Золотой грифон, расправив крылья, зорко оглядывает свои владения с вершины мраморной колонны в центре города. Парочка крылатых стражей встречает каждого, кто въезжает в Керчь со стороны феодосийской трассы. Каждый раз, возвращаясь из поездки, испытываешь теплое чувство приближающегося дома, при виде грифонов у моста на въезде в город. Сразу вспоминаются строчки из песни: «Керчь родная, заводская, ты дороже мне всех городов…»

 

     И, тем не менее, несмотря на «близкое» знакомство, я  решила побольше узнать  об этих мифических существах и их «характере». «Погуглив» немного, я почувствовала, что мое радостное настроение куда – то испарилось, а по спине пробежал холодок: такая мифически – мистическая бездна  смыслов и предостережений открылась по моему запросу о грифонах. А ведь мне надо рассказать об этом детям легко, коротко и понятно.

 

     Первые упоминания о грифонах встречаются у античных авторов, согласно представлениям которых, грифоны стерегут сокровища Индии и золотые копи скифов. На колеснице, запряженной парой грифонов, летал по небу солнечный бог Аполлон и греческая богиня возмездия Немезида. Как видно уже из древнегреческих мифов, грифон — существо неоднозначное. С одной стороны – символ силы и бдительности, символ безграничной власти над небом и землей (лев – царь зверей, орел – царь птиц). С другой стороны – символ неумолимости возмездия и представитель темного подземного мира.

 

      Грифон как символ защиты, страж и хранитель богатств, часто встречается в древнем и в более позднем искусстве. Например, грозные стражи – изваяния возлежали возле царского трона в Кносском дворце-лабиринте на острове Крит. Грифонами были расписаны и все стены дворца (как и во время правления одного из российских императоров Павла I, что не спасло его, впрочем, от смерти в ходе дворцового переворота).

 

       Как видим, грифон может быть  коварен, цель его в древних мифах – не охрана, а собирание и накопление золота, которое, согласно утверждениям некоторых исследователей, время от времени бесследно исчезает по вине грифонов. Горе тем правителям, что доверились чудовищу, «заключив с ним договор». И все же, там, где речь идет о золоте и богатстве, стараются изображать грифона. К примеру, именно грифоны охраняют Банковский мост в Питере, или являются неофициальным символом лондонского Сити.

 

      Образ крылатого льва с орлиной головой был хорошо известен славянам. Грифонов и сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов: это Дмитриевский собор XII века во Владимире, церковь Покрова –на — Нерли, ворота храма в Суздале. Также грифон (или гриф) широко использовался и как геральдический символ сильными мира сего, в том числе правящими династиями России – и Рюриковичами, и Романовыми.

 

      Например, на великом стяге (на знамени) Ивана IV Грозного 1560 года имеются два грифона, а для династии Романовых грифон вообще являлся родовым символом. На гербе рода Романовых изображен стоящий на задних лапах грифон с мечом и щитом.

 

     А что же керченские грифоны? Что делают они здесь, в сухой безводной степи, что охраняют в провинциальном южном городе на берегу двух морей? Не торопитесь с выводами.

      Керчь — небогатый, конечно, город. Однако, если использовать такую единицу измерения, как количество найденных золотых кладов на душу населения…

      Шучу. И все же не зря называют керченский полуостров полуостровом сокровищ. Наберите в поисковике словосочетание «керченское золото», и получите не один десяток ссылок.

    Символом Керчи является гора Митридат, расположенная в самом центре города, и названная так по имени знаменитого Боспорского царя Митридата VI Евпатора. Боспорское царство, столицей которого примерно две с половиной тысячи лет назад являлся Пантикапей, расположенный на этой самой горе, успешно сдерживало натиск самой Римской империи. Царь Митридат, помимо того, что якобы развил в себе невосприимчивость к ядам, свободно владел всеми известными языками тогдашнего мира, был еще и сказочно богат. Согласно легендам, в недрах горы до сих пор, возможно, скрыт золотой конь Митридата, отлитый в полный рост из чистого золота, и подаренный царю скифской амазонкой Гипсикратией.

 

   Золотую статую некоторые ищут и по сей день, хотя другая местная легенда утверждает, что золото уже сослужило свою службу. Помню, моя бабушка, коренная керчанка, рассказывала о том, что, еще до революции, будучи подростком, «горбатилась» на табачной фабрике Месаксуди. Эта табачная фабрика была основана в 1867 году и работала до 26 октября 1941 года, до ее эвакуации в связи с фашистской оккупацией города.

     Константин Месаксуди был одним из богатейших людей Керчи и Крыма того времени. Начинал он простым водовозом, а потом внезапно и таинственно разбогател. Как утверждает легенда, именно Месаксуди с сыновьями удалось откопать на горе Митридат золотого коня властителя Боспора.

     С высоты Митридата хорошо просматривается горный хребет Юз-Оба (сто курганов), который несет на своих склонах целую цепь искусственных возвышений. Это древний некрополь (3-4 век до н.э), в курганах которого были захоронены  представители скифской и Боспорской знати. Всемирно известные находки произведений скифского и древнегреческого искусства из кургана Куль — Оба, хранящиеся ныне в коллекции Эрмитажа — электровая ваза со сценами из жизни скифов, золотая бляха в виде оленя (кстати, на ней также стоит изображение грифона) — это лишь единичные предметы из поистине несметных богатств керченских курганов — склепов.

    Основная масса бесчисленных и бесценных золотых артефактов утрачена навсегда, переплавлена и перепродана керченскими «счастливчиками» (так тогда в 19 веке называли гробокопателей), и следы этого скифского золота затерялись, увы, в потоке времени.

   Но не оскудела керченская земля сокровищами. Вслед за сенсационными находками из кургана Патиниоти (1821 год – золото отправлено в Одессу и таинственным образом исчезло) и кургана Куль – Оба (1830 год — несметные сокровища, описанные археологами, исчезли бесследно за одну ночь, когда уставший караул ушел отдыхать) мир потрясла очередная находка.

     В 1926 году крестьянин села Марфовка под Керчью обнаружил бесценный клад из золотых украшений. Это было захоронение готского царя, датируемое III- V вв. н.э. Находку оценили в 10 млн. долларов и поместили в Керченский музей.  Во время последовавшей мировой войны находкой активно интересовалось само руководство гитлеровского Третьего рейха.

     В сентябре 1941 года, когда фашисты были уже на подступах к городу, бесценные экспонаты – золотые и серебряные произведения искусства, всего 719 предметов общей массой 80 кг — были упакованы в старый чемодан, обитый черным дерматином, и эвакуированы катером на Тамань в сопровождении директора музея.

   Сохранилась даже опись содержимого чемодана. Особой известностью пользовались золотые бляшки с изображением скифов, пьющих вино из рога, бляшки с изображением юноши, сдерживающего коня, а также с изображением сфинкса, медальоны с изображением Афродиты и Эрота, золотые маски, бусы, пояса из золотых и серебряных пластин, золотые иглы и лепестки, и многое другое. Словом, это были уникальные памятники мировой культуры.

      Приключения «золотого чемодана» достойны отдельного детектива. Несмотря на то, что многие советские люди спасали сокровища, рискуя своей жизнью, в керченский музей золото так и не вернулось. Из самой Керчи, за «золотым чемоданом» охотилась также и специальная немецкая  зондеркоманда, в составе которой были даже археологи из Берлина, но…   Следы знаменитого чемодана затерялись где- то в краснодарском крае, а золото бесследно исчезло.

     Значит, керченским грифонам нечего больше охранять? Как бы не так!  Обратимся к местной прессе.

 

       «В керченском музее древностей работает «Золотая кладовая». Горожане и гости с удовольствием осматривают подлинные сокровища, таившиеся некогда в керченской земле: золотые монеты, которые держал в руках царь Митридат; клад, обнаруженный в стене древнего Мирмекия; изящные ювелирные украшения с гранатом, принадлежащие знатным боспорянкам и многое, многое другое.

 

       Сотрудник музея, Ольга Иванина, рассказывает об удивительной истории города, и первый клад, с которым знакомятся  экскурсанты – это 99 электровых  монет из малоазийского города Кизика, датирующихся Vв. до н. э. Здесь же находится и бронзовый кувшин, в котором археологи обнаружили сокровище. По словам О. Иваниной, всего на керченской земле на сегодняшний день было обнаружено около 20 кладов. По древним легендам, клад должен взять лишь тот, кто его спрятал, но люди не верят в сказания прошлого, однако с каждым кладом связан трагический случай гибели человека»

 

     Увы, керченские клады не только регулярно находят, но и регулярно теряют. Обзор новостей за 2014-2015 гг.

    «Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил о проблеме, появившейся в Крыму. По его словам, бесследно пропала выставка золота скифов, которую перевозили из Европы в музей Керчи в Крыму.

      Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» была открыта в археологическом музее Алларда ПИРСОНА в Амстердаме в начале февраля. На ней собраны археологические находки из пяти крымских музеев, среди экспонатов артефакты из золота, церемониальный шлем и драгоценные камни. До этого выставка проходила в Германии в Бонне.  Пиотровскому известно, что выставка скифского золота из Керчи вернулась из Европы на Украину, где странным образом «затерялась». Где она сейчас не знает никто».

        «21-08-2014, 17:36. Скифское золото, выставленное в музее Нидерландов, не поедет ни в Украину, ни в Крым, до компетентного решения суда.
Об этом говорится в коммюнике Университета Амстердама, которому принадлежит музей, передают «РИА новости».
В документе отмечается, что результаты юридического изучения вопроса не позволили музею принять окончательное решение и согласиться с требованиями одной из сторон.
«Такое решение и последующая передача объектов заинтересованной стороне почти однозначно приведет к требованиям с другой стороны, что является значительным риском для Музея Алларда Пирсона. По этой причине Музей Алларда Пирсона решил (на данный момент) не принимать решения о том, какой из сторон следует передать спорные объекты. Музей Алларда Пирсона исполнит решение квалифицированного судьи или третейского судьи или соглашение между сторонами», — говорится в коммюнике.
До этого момента, как говорится в заявлении, «спорные предметы будут храниться в безопасности».

    Кажется, я увлеклась. Начала с крымской символики, с грифонов, а закончила Амстердамом. А еще подумалось: а грифоны- то в чем виноваты? Неужели именно мифические стражи виновны в том, что не уберегли?  Разве не людская алчность и податливость блеску желтого металла, является причиной всех этих исторических коллизий — золото разворовывается, «бесследно» исчезает — вместо того, чтобы верой и правдой служить нашей крымской земле? Лично я – на стороне грифонов.

      Гимн Крыма (автор музыки А.Караманов, автор стихов О.Голубева) впервые прозвучал в 2000 году. Привожу его текст без сокращений.

Гимн Крыма

Нивы и горы твои волшебны, Родина.
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым!

Зори свободы твои сияют, Родина.
Братья-народы твои шагают, Родина.
Эту дружбу мы сохраним
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,
Прославим в веках Крым!
Славься, Крым!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *