Очерк 4. Мифы и легенды

Мое крымоведение.

Очерк 4й. Мифы и легенды.

     Как появились названия нашего полуострова и его частей (Таврида, Боспор, Киммерия, Крым) и что они означают? Какие народы и племена заселяли крымский полуостров в древности и в настоящее время, как они уживались и уживаются между собой на сравнительно небольшом клочке суши? Какие царства – государства создавались и разрушались на территории Крыма на протяжении тысячелетий? Какие крымские города поочередно принимали на себя роль блистательных столиц, и кому передавали эту эстафету далее? Какие государи, вожди, герои оказали влияние на ход нашей истории? И как эти тысячелетние коллизии отразились в преданиях и легендах Крыма?

12345

    Ответить на эти вопросы не так уж и легко, несмотря на обилие фактов, и всевозможных источников информации. История крымского полуострова необычайно сложна, богата и запутанна. Она напоминает огромную старинную мозаику, где причудливыми орнаментами переплетаются между собой судьбы десятков и сотен  народов, племен, этносов. Отдельные узоры стерлись, какие- то фрагменты безвозвратно утрачены, смысл многих символов зашифрован…  Как писал известный исследователь нашего полуострова  И.И. Пузанов, «почва Крыма насыщена остатками минувших цивилизаций».

    Так уж повелось, что корни европейской цивилизации,  и  ее восприятия окружающего мира, уходят в античные времена, не только в реальную, но  и в мифологическую историю Древней Эллады.

     Видимо  первоначально для древних греков  вся территория, лежащая за проливом Босфор, включая и Крымский полуостров, казалась опасным и таинственным пределом обитаемого мира, за которым простирался лишь бескрайний Океан. Вот как описывает Северное Причерноморье (землю загадочных киммерийцев) великий древнегреческий поэт – сказитель Гомер: «Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков…Ночь безотрадная там искони окружает живущих».  Не похоже на современный образ солнечного Крыма, не правда ли?

      Именно здесь, согласно древнейшим мифам, скиталась обращенная в корову, возлюбленная громовержца Зевса, аргосская царевна Ио. Спасаясь от преследования, беглянка переплыла современный Керченский пролив, который эллины стали называть «коровьим бродом»- Боспором Киммерийским. Есть и другие гипотезы. Дно пролива, вероятно, не раз опускалось и поднималось в силу геологических причин, образуя сухопутный «мост» между Крымом и Таманью. Тогда стада местных кочевников могли преодолевать пролив вброд, настолько мелководным он был в определенные  времена.

     Со временем отважные эллинские купцы и мореплаватели, раздвигая границы тогдашней Ойкумены, открыли эпоху великой греческой колонизации. На цветущих крымских берегах одно за другим, появлялись греческие поселения, города – полисы, строились дома, дороги, храмы. И вот  сам бог виноделия Дионис, путешествуя по свету, решил научить древних обитателей полуострова виноградарству и виноделию. Собственноручно запряг  Дионис для этого дела пару быков (таврос – по гречески «бык»). Именно эти священные животные и дали будто-бы название горной стране полуострова  –Таврика, Таврида. Видимо, с легкой руки развеселого эллинского бога, и по сей день растут виноградники в наших живописных  долинах, зреет виноград под горячими  солнечными лучами, а крымское вино так и называют — «солнцем в бокале».

       Вслед за своими богами потянулись на берега Тавриды и греческие герои, а некоторые и вовсе родились уже в дальних колониях. Так, по свидетельству византийского историка Льва Диакона, знаменитый герой троянской войны Ахилл (Ахиллес) был уроженцем Крыма. Якобы,  был он скиф, родом из небольшого городка Мирмекия (Мирмикона), откуда изгнали его за необузданный нрав и высокомерие духа. В качестве доказательства скифского происхождения Ахилла историк обращает внимание на покрой его накидки, которая скреплялась застежкой, белокурые волосы и светло- синие глаза.

     Кстати, совсем недавно ученые (жаль, не сохранила ссылку!) нашли греческое захоронение времен легендарной Трои, где покоились останки воина богатырского телосложения. Самое интересное, что в пяточной кости застрял наконечник стрелы, из чего  археологи сделали вывод, что воин погиб от потери крови вследствие необычного ранения, так как в этом месте проходят крупные жизненно-важные кровеносные сосуды. Вот вам и крылатое выражение «ахиллесова пята»!

      Ну, а если будете в Керчи, пусть даже проездом, обязательно обратите внимание на новенькие туристические указатели кофейного цвета: гора Митридат, храм Иоанна Предтечи, городище Пантикапей, городище Тиритака, городище Нимфей… а вот и городище Мирмекий! Небольшой античный город, основанный ионийскими греками в середине VI века до н.э. на берегу Керченского пролива, входил в состав Боспорского царства, располагался на мысе Карантинный в черте современного города Керчь!

      Именно в Крыму еще с тех давних времен мы наблюдаем  удивительное взаимопроникновение и причудливое переплетение различных культур, религий, мифологий, в частности, скифских и греческих. Жители Северного Причерноморья особо почитали среди других богов и считали покровителями богиню плодородия Деметру,  Деву (Артемиду  Тавров) и могучего сына Зевса, великого  героя греков — Геракла.

     Впервые Геракл побывал на берегах Тавриды в составе команды знаменитого корабля «Арго», охотившегося за золотым руном, ну а впоследствии стал здесь довольно частым гостем. Кроме изгнания с берегов Понта Эвксинского (Черное море – море гостеприимное) угрожающих людям  ужасных чудовищ, Геракл, как мы помним, совершал различные подвиги, одним из которых было укрощение строптивых амазонок, и добыча знаменитого пояса Ипполиты, царицы женщин – воительниц. Насколько я могу судить по публикациям в прессе, множественные археологические находки и сохранившиеся захоронения, подтверждают  существование воинственных племен, где женщины сражались в бою наравне с мужчинами, и проживали эти племена по берегам Азовского моря (Меотиды).  А вот  горы и степи  Тавриды населяли тогда племена тавров и скифов.

       Как пишет «отец истории» Геродот, у самих скифов существовало несколько версий их происхождения. Одна из таких древних легенд связана как раз с именем Геракла. Герой,  собирая разбежавшиеся стада Гериона (побежденного им великана), добрался до пределов Тавриды, которая не была еще населена. Застигнутый морозом и ледяным ветром, Геракл нашел убежище, завернулся в шкуру немейского льва и крепко заснул. Проснувшись, герой обнаружил пропажу своих коней, и отправился на их поиски. В поисках кобылиц наткнулся  Геракл на пещеру, где встретил удивительную змееногую женщину.  Змееногая богиня Апи созналась в краже, но пообещала вернуть кобылиц только после того, как Геракл станет ее мужем. Прямолинейно, но зато действенно.

     В этом браке у богини — прародительницы родилось три сына, которые получили имена Агафирс, Гелон и Скиф. Покидая змееногую Апи через три года, оставил ей Геракл свой лук и пояс с золотой чашей, наказав сделать наследником его  того из сыновей, кто справится с отцовским снаряжением. Выросли и возмужали сыновья Геракла и змееногой богини Апи. Пришла пора выполнить завет отца. Взял старший сын пояс – и выронил его из рук. Слишком тяжел. Средний сын подпоясался богатырским поясом, а вот согнуть лук и натянуть тетиву у него не получилось. Слишком тугой. Младший же сын по имени Скиф подпоясался отцовским поясом, согнул лук, натянул тетиву и пустил из него стрелу. Принял он в награду обширные земли, и пошли от него скифские цари, а весь народ получил название «скифы».

      Змееногая богиня — прародительница скифов, была божеством земли – Апи, так как змеи символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.  Культ  Апи получил широкое распространение именно в Северном Причерноморье, ее изображения и статуэтки  встречаются весьма часто в разных вариантах.  Так, среди сокровищ керченского кургана Куль – Оба найдено золотое изображение, где Апи предстает несколько в ином виде: она в длинной одежде, в калафе — царском головном уборе, в руке ее акинак (кинжал), а за плечами, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. Очень любопытно, что на старинных великорусских вышивках можно увидеть образ змееногой богини, в руках ее птицы, а рядом изображены драконы! Но, именно при раскопках в центре современной Керчи, в развалинах Пантикапея, была найдена двусторонняя каменная статуя змееногой богини, которая стала визитной карточкой Керченского музея, известной во всем мире.

       Увы, скульптура змееногой богини — прародительницы сейчас находится не в Керченском историко – археологическом музее (на своем законном месте), а в …эмиграции, в Амстердаме, в опечатанной витрине, ожидая решения суда! Всего в Нидерландах на сегодняшний день «залежалось» более тысячи музейных экспонатов из Крыма, из которых только золотые украшения были застрахованы на сумму в 11,5 миллиона евро!  Да и остальные экспонаты из разряда бесценных!

       Однако наиболее известным  античным мифическим сюжетом, действие которого разворачивалось в Крыму, является легенда про Ифигению в Тавриде. Ей знаменитый древнегреческий драматург Эврипид даже посвятил отдельную театральную трагедию.  В Крыму немало мест, овеянных мрачными легендами, про святилища богини тавров  Девы, расположенные среди скал над морем, про варварские статуи Девы и ее алтари, обильно политые жертвенной кровью…

      По свидетельству  Геродота, «тавры приносят в жертву Деве потерпевшие аварию корабли и всех эллинов, кого удается захватить в открытом море».  Древние авторы пишут также о том, что тавры были свирепыми и мужественными воинами, для которых лозунг «победа или смерть» не был пустыми словами. Согласно сведениям того же Геродота, в VI- V столетиях до н.э. тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, приблизительно от Кекинитиды (современная Евпатория) до Феодосии. Их соседями в степной части, в предгорьях и на Керченском полуострове были скифские племена. «Страну, что прилегает к морю, гористую и выступающую в Понт, заселяет племя тавров, до так называемого Скалистого (Керченского) полуострова» — пишет Геродот о районах обитания таврских племен.

     Согласно легенде, царь  аргосский Агамемнон, отправляясь в поход на Трою, решает принести в жертву собственную дочь Ифигению, желая выпросить у богов покровительство и победу.  В последний момент  богиня-охотница Артемида спасает девушку, и переносит ее на берега Тавриды. Здесь, у свирепых тавров,  Ифигения сама становится жрицей в храме Девы и исполняет обряд жертвоприношения над несчастными моряками, сбившимися с пути. Через много лет у этих же берегов высаживается родной брат Ифигении Орест и его товарищ Пилад. Они должны выполнить задание Дельфийского оракула и вернуть в Элладу священный идол Артемиды.  Однако, отважные эллины попадают в руки горцев, и, по местному обычаю, должны быть принесены в жертву богине Деве.  Ифигения, готовясь к ужасному обряду,  узнает брата. Она обманывает царя тавров Фоанта, и бежит на родину вместе с пленниками, захватив с собой священное изображение Артемиды.

       Интересно, что многие исследователи привязывают эту историю к окрестностям современного Севастополя. В одной из бухт Фиолента есть даже скалы – близнецы, названные именами друзей — Орест и Пилад. Можно упомянуть и о том, что путешествия хитроумного Одиссея, описанные Гомером, также тесно связаны с крымскими берегами. Так, под словами Гомера про славную пристань, которую образуют поднимающиеся с обеих сторон утесы, следует понимать именно Балаклавскую бухту Севастополя, утверждают исследователи.

    Что касается образа таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, которая требует крови чужеземцев, попавших в ее страну, то он отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество мыслится как родоначальница и властительница всего живого и мертвого, олицетворение природы в целом. Когда греки окончательно утвердились на крымских берегах, и познакомились с таврским божеством,  то они восприняли его как весьма близкое своим верованиям. Античные писатели отождествляют таврическую Деву то с  Ифигенией, то с  Артемидой. А греки города – государства Херсонес (современный Севастополь) свою покровительницу  богиню Деву изображали как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке, и с занесенным для удара копьем, в другой.

     Подводя итог, хочется отметить, что образ Тавриды прошел в греческой мифологии определенную эволюцию: от мрачного Понта Аксинского (моря негостеприимного), берегА которого населены чудовищами и полны опасностей, до родины эллинских героев и места их подвигов. Можно также утверждать, что основой мифов и легенд послужили реальные исторические факты и личности, существование которых подтверждается наукой.

        Наш рассказ об истории Крыма еще только начат, этот очерк лишь обзорно очертил общеизвестные (но столь интересные и поэтические) мифы, события, легенды. Как там у классика? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»…

Р.S. При написании этого и других, предшествовавших очерков, автор использовал многочисленную доступную литературу: от школьных учебников  до научных монографий и журнальных статей (особенно рекомендую крымский журнал «Полуостров сокровищ»), и конечно же – информацию, взятую из интернета.

Я, конечно же, ни в коей мере не претендую на научное исследование, поскольку эти заметки — всего лишь попытка кратко и занимательно систематизировать некоторые факты о Крымском полуострове.

Первые люди появились на крымском полуострове еще в глубокой древности, в каменном веке, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так, стоянки неандертальцев обнаружены в гроте Киик –Коба на реке Зуя, стоянки кроманьонцев – в гротах Сюрень на реке Бельбек, Мурзак – Коба на реке Черной, и в других местах. В восточном Крыму (Керченский полуостров) выявлено более 60 памятников каменного века (периодов мезолита и неолита, 8000-4000 лет до н.э.)

На юге Крыма, где владычествовало таврское божество, греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос).  Античные писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией, то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров рано проникли к грекам.

Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёхликой богиней луны и ночных призраков— Гекатой, или двойником Артемиды.

В Херсонесе богиню Деву изображали,  как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.

Образ владычице зверей, богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в её страну.

На старинных великорусских вышивках можно увидеть традиционный образ змееногой богини в её руках птицы, рядом изображены драконы.

БЕРЕГИНЯ — божество оберегающее всё живое в природе.
Роженица — знаки плодородия — квадрат с 4 зёрнами — засеянное поле

Облик  таврской Девы с её бычьей головой, змеиноподобными-растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифского божества Апи, властительницы животных и покровительница плодородия — Мать-Сыра-Земля. На схеме рисунка для вышивки изображены  квадраты с 4 точками — это магический знак «засеянного поля» —  символ плодородия. Этот символ — знак «засеянного поля»  и изображение Богини-Матери, восходит к древнейшим эпохам зарождения Индоевропейской культуры, временам праславянского единства языка, традиций и культуры.

Во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, её всегда изображали с поднятыми вверх рукам. Змеи — символ подземного царства, а богиня мать-земля повелительница змей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *